Основателю требуется система планирования каждого своего действия, решаемых задач и достигаемых целей, требуемых ресурсов - т.е. необходимо заниматься вопросами бизнес-планирования. Будет эффективно, если уже на этом этапе делать это в системе управления проектами.
Следующий этап: начало работы с клиентами.
«Проектное обоснование»
--П-
«Выхаживание» (Courtship)
paEi
На этом этапе организация еще не существует, но уже есть идея о ее создании. Основателем собираются мнения, необходимая информация, закладывается так называемый теоретический фундамент для будущей организации. Если основатель может ответить на такие вопросы, как «Что организация будет делать? Как и когда это может быть сделано? Кто и почему собирается это делать?», то основа для создания его организации уже есть.
Этап по Адизесу и код менеджмента
Этап и код информационной системы
Организация сфокусирована на клиенте. Требуется отработать технологию взаимодействия «Клиент-организация» по технологии продаж, производственным и финансовым отношениям с клиентами.
Следующий этап: стабилизация успешных, уже проверенных методик работы с клиентами, производственных процессов, логистики, внутренних взаимодействий и т.д.
«Клиентская состоятельность»
Купэ
«Младенчество» (Infancy)
Paei
На данном этапе у организации еще нет четкой структуры и системы распределения полномочий, ответственности, системы приема на работу. Она очень персонифицирована, имеет небольшой бюджет. Основной акцент в деятельности организации делается на удовлетворение потребностей ее клиентов и на результаты своей работы. Решения на этом этапе должны приниматься быстро, но ввиду отсутствия достаточного опыта, стабильности в работе, они могут быть не всегда успешны.
Чтобы организация продолжила свое функционирование, необходимо обеспечить постоянное поступление денежных средств, а также ее основатель должен быть полностью уверен в успешности собственной идеи, предан ей. Следующий этап жизненного цикла организации начинается в то время, когда деятельность и денежные потоки организации становятся стабильными.
Количество клиентов увеличивается. Больше становится заказов, продаж. Нагрузка на отделы продаж и производства возрастает. Это увеличивает требования ко всем видам учета: регламентному, управленческому, производственному. Компании активно начинают пользоваться системами управления производством, торговлей, складами и прочими системами.
Следующий этап: внедрение системы эффективности.
«Корпоративная упорядоченность»
кУПэ
«Детство» или «Давай-давай» (Go-go)
PaEi
Это этап быстрого роста организации, деятельность которой уже весьма успешно развивается. Каждая новая возможность является приоритетом в ее деятельности. В организации все еще нет ни четкой структуры управления, ни установленных функциональных обязанностей. Организация концентрируется не вокруг задач, а вокруг людей. Основатель пытается начать делегирование своих полномочий и ответственности из-за возросшего объема работы
Технологии работающие до этого этапа не приносят желаемых результатов. Сотрудники показывают разные результаты. Одни сотрудники или группы сотрудников дают больше выработки, приносят больше прибыли, другие меньше. При параллельных процессах: создании новых подразделений, делегировании полномочий, предоставление большей самостоятельности, ухудшается координация между службами и внутри служб, появляется больше неразберихи.
Все эти издержки этапа можно решить, внедрив систему эффективности, например, систему сбалансированных показателей по уровням финансов, клиентов, организации производства, персонала и уже на ее основе KPI.
«Корпоративная эффективность»
кУпЭ
«Юность» (Adolescence)
pAEi
На этом этапе организация очень сильно меняется, даже несмотря на успешную деятельность на предыдущих этапах. Теперь ее дальнейшее развитие будет возможно только в случае установления дисциплины, системы и порядка. Обязательно изменяется и структура организации, происходит делегирование полномочий, являющееся и проблемой для нее, так как никто не застрахован от ошибок подчиненных. Для изменения и оптимизации ее структуры, создания системы мотивации и контроля нанимаются профессиональные руководители. Данный этап характеризуется наличием большого количества конфликтов и противоречий. Конфликты возникают между старыми и новыми сотрудниками организации, противоречия наблюдаются в ее целях.
Следующий этап жизненного цикла организации наступает в том случае, если систематизация всей административной деятельности была произведена успешно.
По сравнению с предыдущими этапами организация получает наибольший эффект от синхронно работающих систем управления. Все системы «включены» и исполняют свое предназначение.
Основная задача систем – сохранять конгруэнтность бизнес задачам.
"Стабилизация (накопление энергии"
КУПЭ
На данном этапе организация одновременно и гибка, и управляема, имеет прописанные функции и четкую структуру. Она занимается планированием своей деятельности и впоследствии следует своим планам, ориентирована на результат и удовлетворение потребностей своих клиентов, эффективно работает. Ее сотрудники — хорошие командные игроки. Часто на этом этапе создаются дочерние младенческие организации.
В условиях расширения компании, открытии новых филиалов, дочерних компаний, увеличении продуктовой линейки по группе компаний возникает необходимость интеграции информации по всему периметру компании. Возникают вопросы какая информация подлежит консолидации, а какая информация может оставаться локальной, какая информация и по какой аналитике более ценна при принятии управленческих решений.
В этих условиях состояние системы, может стать неустойчивым, повышается уровень неопределенности: в каком направлении будет проходить дальнейшее развитие. Ошибки на этом уровне могут стать критическими. Перейдет ли система на более высокий уровень упорядоченности или останется хаотичный, а в следствии этого вследствие ошибок перейдет в стадию упадка зависит от способности организации стратегически видеть свое развитие, а в этом организации помогут системы управления портфелем проектов, системы консолидации, системы бизнес аналитики (BI).
С точки зрения кодов КУПЭ - это взаимосвязанная работа систем по всем факторам, что является необходимым условием BI анализа, но с большим вниманием к кодам П и У.
При решении этих вопросов организация продолжает успешно развиваться и далее.
«Проектное управление бизнесами»
КУПЭ+ BI
«Бюрократизация и смерть» (Bureaucracy and death)
-A--
В период бюрократизации организация не стремится к повышению эффективности своей деятельности, к изменениям, а, следовательно, и не старается ориентироваться на результат, на потребности потребителей. Но в то же время в ней присутствует жесткий контроль над деятельностью, соблюдением всех принятых правил, предписаний и процедур.
Если деятельность организации напрямую зависит от клиентов, то в момент их полного отказа от ее услуг может наступить смерть организации. Наступление этапа смерти для нее может быть на какое-то время отсрочено, если организация производит какой-то монопольный продукт или имеет поддержку государства.
«Ранняя бюрократизация» (Early bureaucracy)
pA-i
Существование большого количества конфликтов и проблем, отдаление от удовлетворения клиентов — все это в полной мере характеризует этап ранней бюрократизации. Теперь основное внимание в организации концентрируется на том, кто виноват в проблемах, а не на том, что нужно сделать, чтобы их решить.
«Аристократизм» (Aristocracy)
pAeI
Организация, находясь на этапе аристократизма, владеет значительными денежными ресурсами, которые расходует на укрепление имеющейся системы контроля, обустройство, страхование. Основным в ее деятельности является не то, что и почему производится, а как. Существуют определенные традиции и в одежде, и в обращении. С целью развития в организации могут вводиться небольшие инновации, могут приобретаться другие организации. Ориентация организации на долгосрочный результат значительно ниже, чем на предыдущих этапах. Для сохранения имеющегося уровня прибыли повышаются цены на ее продукцию или услуги, но этот процесс не бесконечен.
«Стабилизация» или «Поздний расцвет» (Stabilization)
PAeI
В жизненном цикле организации данный этап является первой стадией ее старения. Уменьшается гибкость организации, идет сокращение инноваций, она не стремится к изменениям. Все большее значение уделяется межличностным отношениям между сотрудниками, нежели захвату новых рынков, расширению зон охвата уже существующих, рискам, которые связаны с ведением бизнеса. Таким образом, все это может отрицательно повлиять на удовлетворение потребностей клиентов организации в будущем.
- Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Ицхак Калдерон Адизес: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 262 с.
- Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
- Адизес И. Управляя изменениями (+CD). – Спб.: Питер, 2008. — 224 с.
При анализе данных сочетаний двух квадрантов: нижнего ИС и верхнего стилей менеджмента выяснилось, что существуют наиболее эффективные сочетания стилей менеджмента и кодов ИС, описываемое известным из физики «правилом буравчика». При повороте верхнего уровня по часовой стрелке, он оказывает воздействие на нижний уровень и в данном контексте определяет направление развития и степень воздействия на информационную систему. Например, управленец со стилем менеджмента E естественным образом работает в системе П – управление проектами и воздействует (способен менять или улучшать) на информационную систему Эффективности результатами своей деятельности, оказывая влияние через свое видение корпоративной культуры, мотивации, эффективности на все уровни компании, но в то же время он не работает с системами эффективности напрямую. Или, управленец со стилем менеджмента P хорошо работает с клиентскими системами и воздействует на работу системы управления проектами, обеспечивая развитие ИС дополнительной аналитикой и детализацией важной для Проектов.
Объединенное рассмотрение двух подходов позволяет сделать ряд интересных выводов:
1 Успешность компании заключается в ее способности управлять внешними и внутренними взаимодействиями в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Данные способности усиливаются с помощью использования четырех категорий информационных систем:
- Программы управления проектами,
- Программы управления клиентами,
- Программы учета и управления оперативной деятельностью компании,
- Программы управления эффективностью компании, и реализуются соответствующими стилями менеджмента, описанными в подходе Адизеса.
2 Жизненный цикл компании графически на линии времени и финансовых результатов представляет из себя вид холма: в начальной стадии рост, в конечной стадии снижение. Связано это с величиной способности компании реагировать на растущую сложность бизнес-процессов.
3 Периодически возникающие на разных этапах развития организации кризисы, не преодолев которые организация либо прекращает деятельность, либо остается на прежнем этапе без перспектив роста происходят вполне закономерно и связаны со ступенчатым изменением сложности бизнес-процессов и величины способности компании реагировать на эти изменения.
4 Кризисы этапов можно успешно преодолевать если знать закономерности развития и использовать соответствующие технологии менеджмента с соответствующими информационными системами в кодировке КУПЭ.
5 Стадию старения компании можно успешно миновать и продолжить развитие, если компания, имеет компетентную команду и соответствующую информационную систему.
6 Эффективные сочетания менеджерских стилей и кодов информационных систем:
- руководитель со стилем менеджмента Р (краткосрочная результативность) будет эффективно использовать программы управления клиентами и воздействовать на систему управлением проектами,
- руководитель со стилем менеджмента Е (долгосрочная результативность) будет эффективно управлять системами управлением проектами и воздействовать на систему эффективности,
- руководитель со стилем менеджмента I (долгосрочная эффективность) будет эффективно управлять системой эффективности и воздействовать на системы учета,
- руководитель со стилем менеджмента A (краткосрочная эффективность) будет эффективно управлять системами учета и воздействовать на систему управления лояльности клиентов.
Из квадрата сочетаний также следует, что:
- руководитель со стилем менеджмента Р будет малоэффективен в управлении системами эффективности и учета,
- руководитель со стилем менеджмента Е будет малоэффективен в управлении системами лояльности и учета,
- руководитель со стилем менеджмента I будет малоэффективен в управлении проектами и лояльности клиентов,
- руководитель со стилем менеджмента A будет малоэффективен в управлении проектами и управлении эффективностью.
Следует отметить, что степень эффективности рассматривается, прежде всего, с точки зрения заинтересованности самого руководителя в управлении тем или иным инструментарием. Действительно, руководителя с выраженным стилем результативности вряд ли вдохновит работа с учетными системами. А руководителя с выраженным стилем администрирования вряд ли заинтересует управление проектами или занятие выстраивания системы эффективности организации. Эти обстоятельства можно иметь в виду продавцам информационных систем, для более эффективной коммуникации в процессе продажи. Интересно, что при дальнейшем анализе можно наблюдать не только влияние уровня руководства на инструментарий бизнес-процессов, но и влияние инструментария бизнес-процессов на уровень руководства.
Данный подход позволит более осознанно подойти к необходимости использования информационных систем и подобрать оптимальное решение соответствующее этапу развития компании с надежной основой для дальнейшего роста. Любая компания сможет найти свой уникальный «золотой» путь постоянного развития и совершенствования, который позволит стать «суперкомпаний» значимой и ценной для акционеров, сотрудников, клиентов и общества в целом.
Рис. 8. Сочетание кодов стилей менеджмента и кодов информационных систем
Наблюдаемые связи двух систем вполне объяснимы. Действительно, ведь стили менеджмента - это некая совокупность представлений, убеждений и способностей вести управление в той или иной манере. А категории информационных систем - это всего лишь инструмент для выполнения намеченных действиДля динамичного развития организации и успешного перехода из одного этапа развития организации на следующий эволюционный этап, необходимо формировать информационную среду основанных на кодировке КУПЭ (CAPE) и использовать ее с применением менеджерских стилей РАПИ (PAEI). При этом эффективные сочетания менеджерских стилей и кодов информационных систем иллюстрируются квадратом сочетаний кодов стилей менеджмента и кодов информационных систем (Рис. 8).
В следующей статье будет приведена шкала классификации информационных систем по предложенной методологии, а также рассмотрена оценка по этой шкале очень популярных и распространенных в нашей стране информационных систем на базе платформы 1С:Предприятие 8.
В ближайшее время выйдут следующие публикации: «Технология выбора и внедрения информационной системы соответствующей этапу развития организации» и «Влияние информационных систем на стили менеджмента»
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.